24 января 1919 года Оргбюро Центрального Комитета большевиков приняло «Циркулярное письмо об отношении к казакам».

В 1919 году в России бушевала гражданская война. Красная армия потерпела на юге страны ряд поражений, потеряв Северный Кавказ. В рядах Белой армии сражалось много казаков, недовольных политикой большевистской верхушки, пришедшей к власти в результате Октябрьского переворота. Продразверстка, в ходе которой у них принудительно отбирали зерно, поругание православия, комитеты бедноты, получившие власть и вершившие произвол в станицах, — все это шло вразрез с казачьим мировоззрением и идеологией. Не желавшие смириться с коренным сломом уклада жизни, казаки поднимали восстания, очищая свои земли, за которые их предки проливали кровь, от красных.

В 1919 году, на третий год Гражданской войны, еще не было ясно, кто одержит в ней победу. Чтобы вернуть Кубань и Дон, где выращивалось до 40 процентов хлеба в стране, большевики решили уничтожить десятки тысяч казаков.

«Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, произвести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо, прямое или косвенное, участие с борьбе с советской властью», — вот что предписывалось комиссарам.

И покатилось красное кровавое колесо по казачьим станицам, сея смерть налево и направо. Расстрелы, зверские казни, массовая высылка в Сибирь, где казачьи семьи, лишенные имущества, бросались на произвол судьбы, «черные доски», являвшиеся смертным приговором для детей, женщин, стариков, умерших от голода. Вот что принесла новая власть казакам, верой и правдой служившим России. Само слово «казак» попало под негласный запрет.

С тех пор минуло столетие. Рухнула Коммунистическая партия, распался Советский Союз, а казачество, несмотря на все перенесенные испытания, возродилось и развивается.

Ежегодно казаки отмечают эту скорбную дату, служатся молебны в храмах, кладутся цветы на могилы предков, зажигаются свечи и лампадки.